Меньше чем за 50 лет отношение к оформлению жилья изменилось. Для старших поколений хороший интерьер — это добротные обои, паркет и массивная мебель, которую было сложно достать. Для тех, кто моложе, дизайн личного пространства скорее про возможность самовыражения, динамику и безграничный выбор. Как именно бумеры, иксы, миллениалы, зумеры и альфы воспринимают дом — рассказывает основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарева.
Фото: Cottonbro / Pexels
Пять поколений — пять разных мнений
Каждая группа формируется под влиянием ключевых событий своего времени, которые определяют характер и ценности людей.
Четких границ между поколениями не существует — они размыты как на стыках, так и внутри самих групп. Альфы — самые молодые (старшим представителям не больше 10 лет) — пока только познают себя и мир вокруг. Им рано думать о покупке жилья. Но они уже влияют на пространство, в котором живут, и меняют его под себя.
На фото: личное пространство ребенка в квартире 103 кв.м, клубный дом «Болконский». Дизайнер: Дарья Лёхова, основатель Branch Studio; декоратор: Мария Нечаева; фотограф: Дмитрий Цыренщиков
Вот основные различия:
Поколение | Когда родились | Ключевые ценности дизайна |
Бэби-бумеры | середина 1940-х — середина 1960-х | Стабильность, социальный статус, традиции, надежность, гостеприимство, консерватизм. |
Иксы | середина 1960-х — начало 1980-х | Прагматизм, практичность, индивидуализм, скептицизм, самодостаточность, любовь к зарубежным брендам, «как у родителей, но по-другому / по-нашему», желание выйти за рамки. |
Миллениалы | начало 1980-х — конец 1990-х | Оптимизм, коллективизм, достижение успеха, гибкость, опыт важнее вещей, произвести впечатление, свобода, «не как у родителей, а как мы сами хотим», лидеры мнений, разрушители границ, открытость новому и экспериментам, «красивая картинка». |
Зумеры | конец 1990-х — начало 2010-х | Цифровизация, прагматизм, экологичность, индивидуализм, аутентичность, лидеры мнений, жизнь в цифровой среде, отсутствие границ выбора (выбирают то, что нравится и соответствует их ценностям), личные границы очень четкие, мебель как отражение принадлежности, функциональность, оптимальная для целей цена, уют эквивалентен возможности жить одновременно онлайн и офлайн. |
Альфы | с начала 2010-х |
Технологическая и медийная интеграция с рождения, гиперперсонализация*. *эти и другие ценности в процессе формирования |
Бумеры — советская «стенка», люстра и шерстяной ковер
Чем старше бумеры, тем меньше у них было возможностей выбирать. Как в фильме «Ирония судьбы» — одинаковые квартиры с одинаковой обстановкой — и смешно, и грустно одновременно. И это не выдумка режиссера: купить мебель было сложно, приходилось брать то, что дают. По этой причине на первый план выходил сам факт обладания. Если у вас были хорошие «стенка» и шифоньер — это уже статус и преимущество.
Из-за этого возникал эффект «все лучшее сразу»: пестрые обои с абстрактным флористическим узором или рыжие обои с текстурой кирпича могли соседствовать с диваном в клетку и торшером с бахромой. Каждая вещь по отдельности выглядела презентабельно, но вместе они создавали пестроту. Однако, несмотря на эклектику, интерьеры не казались безвкусными.
Ностальгия сейчас в тренде, поэтому вкрапления такой отделки и мебели в дозированном формате смотрится актуально и сегодня. Главное — баланс. На фото: интерьер квартиры 74 кв.м в г. Москве. Дизайнер и хозяйка квартиры: Алиса Каштанова; декоратор: Екатерина Наумова; фотограф: Ольга Мелекесцева
Источниками вдохновения для бумеров служили журналы и редкие каталоги, а также ленты из советского кинопроката: люстра-мобиль из «Служебного романа», магнитофон из «Иван Васильевич меняет профессию», круглый обеденный стол из «Москва слезам не верит» — этими и другими вещами хотели обладать многие советские граждане.
На фото: интерьер квартиры 40 кв.м, ЖК «Петровский парк». Дизайнер: Анна Шевченко, фотограф: Евгений Кулибаба
Круглые столы бренда divan.ru
«Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи» — этой крылатой фразе барона Ротшильда бумеры следовали неукоснительно: стремились покупать лучшее из возможного, чтобы служило дольше. Причин было две: из-за дефицита никто не знал, когда появится возможность заменить старую вещь на новую, и жилье воспринималось как место, в котором будет жить не одно поколение семьи.
Фото: mikolajn / iStockphoto.com
Также квартира или дом должны были понравиться гостям. Это проявлялось во всем: дополнительные комплекты постельного белья, парадный хрусталь и фарфор в серванте, раскладная мебель — столы, диваны и даже кресла традиционно использовались для праздничных застолий, когда в гости собирались не только семья и друзья, но и соседи. Сегодня подход сохранился, разве что мебель выглядит более современно.
На фото: интерьер кухни-гостиной в квартире 57 кв.м в г. Москве. Дизайнер: Анна Березняк; фотограф: Женя Муравьева
Иксы — разбегающиеся глаза и показное потребление
Иксы жили на стыке двух времен: в вопросах интерьера они все еще склонялись ко вкусам бумеров, но уже начинали пробовать то, что будет доступно миллениалам. У них появилась возможность смотреть по сторонам. Чем моложе был представитель поколения, тем больше у него появлялось таких «сторон»: Интернет, путешествия за границу, модные журналы и другие новые источники вдохновения.
В крупных городах открылись магазины формата IKEA, где новую мебель можно было купить недорого и быстро. К тому же ее стало легко перевозить: как сразу из магазина домой, так и при переезде из одной квартиры в другую.
Люди перестали покупать вещи «навсегда». Теперь заменить диван или стол можно было еще до того, как они сломаются. И это уже не воспринималось как пустая трата денег.


На фото: интерьер квартиры 79,2 кв.м в г. Москве. В кадре кресло Динс и кровать Ситено 140 — все от divan.ru. Дизайнер: Лена Харлова; фотограф: Екатерина Гейц
Легкая мебель бренда divan.ru
Миллениалы — доступность профессионального дизайна и дом как личное пространство
Представьте ребенка в магазине игрушек, которому разрешили брать все подряд. Примерно это произошло с миллениалами — в отличие от родителей, у них появился безграничный выбор. Так расцвело показное потребление. Логика простая: чем больше работаешь, тем больше можешь купить, тем выше твой статус в глазах общества.
Интернет добавил скорости этой гонке. Теперь любую красивую картинку можно воссоздать дома — собрал корзину на маркетплейсе, даже не вставая с дивана, а потом показал результат в соцсетях. К тому же, когда миллениалы начали приобретать свое жилье, стали популярны услуги профессиональных дизайнеров.


На фото: интерьер квартиры 59 кв.м, ЖК «Вершина». В кадре диван Нумо от divan.ru. Дизайнер: Виктория Глаз; фотограф: Михаил Чекалов
Для поколения 80-х и 90-х квартира перестала быть тем, чего можно дождаться, и стала тем, на что необходимо заработать. Это повлияло на масштабы жилищ — от двух- и трехкомнатных квартир в сторону однокомнатных и студий. Из-за высокой стоимости миллениалы также покупают свои первые квадратные метры либо с помощью родителей, либо сами, в долгосрочную ипотеку. Поэтому некоторые детали интерьера часто «путешествуют» с ними, пока не появится возможность купить что-то новое.
Мебель для миллениалов может быть как практичной и простой, в стиле IKEA, так и уникальной, от известных брендов. И в том, и в другом сегменте достаточно выбора.
Стильные диваны бренда divan.ru
Зумеры — уникальный декор и сторителлинг
Неконтролируемая жажда купить все началась и завершилась на миллениалах. У зумеров показного потребления стало меньше, а интерьер превратился в инструмент «сторителлинга» — способ рассказывать истории о себе.
Обои, полы и потолки теперь служат фоном: цвета и фактуры материалов понятны, просты и нейтральны. В эту лаконичную «рамку» вписываются тематические декоративные акценты, важные для хозяина. Это могут быть единичные предметы или целые зоны, оформленные вручную — ведь штучная работа ценится больше, чем массовая продукция.
На фото: интерьер квартиры 45 кв.м, ЖК «Минск Мир». Дизайнер: Галина Лисицкая; фотограф: Виталина Ворошкевич
Многие предметы переосмысливаются: например, магнитики на холодильнике отходят на второй план — но не исчезают. Скорее, получают новую жизнь: появляется отдельная магнитная доска, и сувениры становятся арт-объектами, не привязанными к бытовой технике.
Зумеры меняют внешний вид комнат с помощью освещения и приложения на телефоне по управлению светом. Некоторые продвигаются в кастомизации еще дальше, синхронизируя свет с музыкой: пишут программы, которые меняют оттенки и яркость в такт битам.
На фото: интерьер гостиной-спальни в квартире 40 кв.м, ЖК «Тушино». В кадре диван Бонс-Т от divan.ru. Дизайнеры и стилисты: Татьяна Понамарева и Ольга Елизарова, студия «КубКвадрат»; фотограф: Варвара Топленникова
Самым «богатым» уголком в квартире становится место для съемок контента. Даже если профессиональное блогерство не входит в интересы владельца, сделать пару эстетичных кадров для соцсетей — почти такая же базованая необходимость, как зубная щетка в ванной.
Жилье приобретает функцию аватарки в мессенджере — по мимолетному взгляду на фотографию должно быть ясно, чем живет человек. Все остальное — гигиенический минимум: простая кровать (или матрас), рейл для одежды, подставка под ноутбук. Выбираются только действительно нужные предметы: ортопедический матрас, подушка, удобное компьютерное кресло. Остальная мебель должна быть просто легкой и компактной, чтобы перевозить ее было быстро и дешево.
Фото: Cottonbro / Pexels
Лаконичные кровати бренда divan.ru
Ситуация иная, если с приобретением жилья помогли родители: приходится искать компромисс между их привычками («нужен нормальный шкаф!») и собственным минималистичным образом жизни.
Что дальше: поколение альфа
Конечно, сейчас альфы еще дети, но уже можно делать некоторые прогнозы:
- ИИ — новый главный помощник: альфы легко найдут любую информацию о дизайне в один клик, соберут мудборд (доску настроения) вручную или с помощью сервисов, а с помощью AI-ассистента быстро нарисуют эскиз будущего дизайна — оформление интерьера станет быстрым, простым и доступным.
- Уют больше не про вещи, а про сценарии среды: свет, звук (в том числе звукоизоляция), оптимальный температурный режим, голосовое управление, «умный дом» — все это важнейшие составляющие комфорта.
- Дом — место безопасности и тишины: информации становится слишком много, и это превращает жилье в одно из немногих мест, где можно замедлиться.
Фото: Vazhnik / Pexels
Вместо выводов
- Интерьер — не просто внутреннее пространство, но и система сигналов, через которую можно транслировать свои вкусы, ценности и статус.
- Для бабушек и дедушек уют материален, его можно потрогать; для их внуков уют — про технологии и сценарии среды, которые делают жизнь проще и комфортнее.
- Альфы переосмысливают подход к интерьеру: когда представители этого поколения подрастут, нас ожидает нечто принципиально новое.
Фото: Cottonbro / Pexels
Об авторе
