Текстиль — одна из важных составляющих интерьерного дизайна. Шторы, покрывала, тканевый декор делают помещение теплым и уютным, отвечают за настроение и характер пространства. Директор по ассортименту компании Диван.ру Анна Кирик побывала в гостях у компании Solstudio Textile Group и поговорила с ее основателем Александрой Калошиной о трендах текстильного дизайна, актуальных цветах и рисунках на ткани, современных возможностях текстильного производства.
Фото: Solstudio Textile Group
— В сложное время выжить помогают коммуникации и связи между людьми, компаниями и индустриями, — говорит Анна Кирик. — Команда Divan.ru постоянно находится в поиске новых идей и коллабораций, активно развивает партнерство в индустрии дизайна, делится своим опытом и учится у коллег. На этот раз нам выпала удача познакомиться и найти общие интересные проекты вместе с коллегами из сферы текстильного дизайна.
Александра Калошина — признанный в России и Европе эксперт в текстильном дизайне. Она не просто талантливая предпринимательница, она еще и настоящий меценат и собиратель русского текстильного и орнаментального наследия в России. Александра и ее коллеги спасают от забвения наследие русских текстильных художников, находят архивы, восстанавливают, оцифровывают и сохраняют уникальные рисунки.
Solstudio Textile Design продает рисунки для ткани более чем в 30 стран мира, входит в «Топ-10» предприятий Минпромторга России, награждена Национальной премией «Золотое веретено», премией Fashion TV. Компания является единственным российским участником крупнейших мировых выставок Premiere Vision (Paris), Texworld (Paris), Indigo PV (NewYork), Munich Fabric Start (Munich) и победителем главного европейского текстильного конкурса Premiere Vision (Paris).
Radical Chic — бренд одежды и аксессуаров высокого качества с собственным производством в Москве. Продукция Radical Chic представлена в 46 городах России, в том числе в четырех собственных магазинах. Компания ведет работу по сохранению текстильного наследия, считая платок одним из важнейших российских символов, занимается выставочной деятельностью. Художники компании изменили вид традиционного платка, расширили круг мотивов, композиционных и колористических решений.
Solstudio Industry — фабрика цифровой печати на ткани, открытая в 2019 году. На производстве установлены несколько линий современного оборудования по печати на ткани. Фабрика наносит рисунок на все виды ткани: хлопок, лен, шелк, вискозу, шерсть, работает с искусственной и синтетической тканью. Теперь к фабрике добавилось IT-подразделение, позволяющее печатать минимальные тиражи для частного домашнего использования.
Какие факторы влияют на тренды в текстильном дизайне?
Социум, технологии, экономика, политика, события культуры, — все влияет на моду, а, значит, и на текстильный дизайн, который первым впитывает в себя все изменения.
Сначала создается рисунок, потом сама ткань, затем уже из нее шьется одежда. Поэтому художники, создающие дизайн для ткани, должны быть сильными аналитиками. Например, сейчас наша студия заканчивает рисунки для AW 24\25 (осень–зима 2024/25), в то время как большинство компаний работает над сезоном SS 23 (весна–лето 2023).
На какие актуальные узоры вы советуете обратить внимание?
В целом за последние несколько лет мебельная ткань стала гораздо свободнее в рисунках. Один из главных трендов — это абстрактные рисунки, имитирующие природные поверхности: разводы камня, срезы дерева, рябь воды и даже городскую пыль.
Смелая яркая геометрия — тоже заметное направление. У него легкий налет ностальгии по периоду 70–90-х годов прошлого века.
И совсем уже смелое направление — это работа исключительно с цветом. В мебельные ткани приходят деграде, омбре, всевозможные цветовые растяжки, требующие от художника высокого профессионализма. А вот что теряет свою важность в мебельной ткани — это цветы. Такой отход от классики можно обозначить впервые за последние десять лет. Флора сейчас предпочтительна в виде почти абстрактной графики.
Расскажите об онлайн-платформе Print-a-Porter, позволяющей воплотить мечту об индивидуальном создании ткани
Создание платформы Print-a-Porter мы планировали на протяжении нескольких лет, но прежде организовали студию дизайна, построили фабрику и нашли сильных IT- специалистов. Цифровая платформа разрабатывалась при поддержке Фонда Культурных Инициатив. Она позволяет не только бизнесу, но и любому человеку воплощать свои идеи и получать ткани с индивидуальным принтом, не выходя из дома или офиса.
Платформа дает новые возможности не только для частного пользователя. Бизнес сможет начинать дело с небольшими вложениями, пробовать и быстро запускать в производство новые продукты малыми сериями, художники и дизайнеры — пробовать свои силы в новом деле, предприятия — перейти на гибкое и устойчивое производство.
На портале есть возможность загрузить собственный рисунок или выбрать из 3000 вариантов рисунков и 9 видов основ и заказать печать ткани отличного качества от 1 м. Сейчас мы начинаем работать с текстильными художниками, грузить на платформу оригинальные рисунки и принимать заказы. Следующий планируемый шаг — изготовление одежды и аксессуаров на заказ.
Одно из направлений работы компании — восстановление и сохранение русского орнаментального наследия. Как удается вписать уникальные рисунки из прошлого в современные изделия, учитывая скоротечность моды в текстильном дизайне?
Если рисунки сделаны профессионально, их можно соединить, не оглядываясь на время. Одним из хитов нашего бренда давно стал яркий зеленый платок, где современный рисунок художника студии, изображающий гусей, отлично сочетается с орнаментом художника восьмидесятых годов Ростана Тавасиева из нашего архива. Здесь важно почувствовать тему и не уйти в китч или банальность.
Каким вы видите будущее узоров на ткани?
В портфолио студии 19 000 собственных рисунков, и каждый год мы дополнительно рисуем около 800 штук на продажу. На рисунок ткани влияет развитие технологий нанесения. Цифровая печать, пришедшая на смену традиционной, подвигающая сейчас ротационную и другие виды печати, дает огромные возможности художнику. Теперь он может использовать любые цвета без ограничения. Плюс этому виду печати требуется много рисунков, так как цифрой можно в 10 метрах напечатать десять разных файлов. К тому же она несопоставимо экологичнее, чем все остальные виды нанесения рисунка.
Востребованность у текстильных художников высокая. Текстильный дизайн быстро развивается и осваивает новые возможности: сложные купоны, сочетание с декорированием материалов.
Александра Калошина, фото из личного архива
Расскажите немного о планах компании на ближайшее будущее
Наше будущее сейчас — это IT-платформа по выпуску ткани. Представьте себе, что однажды утром вы решите перетянуть кресло или сиденья стульев на кухне, и вам не нужно никуда идти за тканью. Вы можете, не выходя из дома, заказать ее, выбрав из более чем 100 000 вариантов. Мы надеемся дать такую возможность уже к концу будущего года.